Наше действительное Отечество - это общий исторический путь, и всем хочется, чтобы он открывал, а не закрывал перспективы нашего исторического существования и развития. Бобров В.А ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЩЕНИЯ Комментарий историка к решению Кремля Другие материалы ОНА НООСФЕРА: НАУЧНЫЕ И ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НАУЧНО-ИСТОРИЧЕСКОГО СОВЕЩАНИЯ К НАУЧНО-ИСТОРИЧЕСКОМУ СОВЕЩАНИЮ В МОСКВЕ О ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ОСНОВЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ РАН О ДЕФИЦИТЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВОЛИ В ПРАКТИЧЕСКОМ РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ТРУДА Книга "К ФИЗИКЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ" К интеллектуальной дефлорации человеческого мозга и человечества (статья 1997г.) |
||||||||||
E-mail (istorbezopasn@mail.ru) |
||||||||||
Глава 3.
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ Ещё в 1964 году, задолго до покаяния России в грехе цареубийства, буквально сразу после принудительной отставки Н.С. Хрущёва, в Советском Союзе появились анекдоты, которыми, как мне казалось, общество пыталось осмыслить историческую роль личности. Суть анекдота состояла в том, что встречному задавался вопрос – «А Вы знаете, что не успел сделать “наш дорогой” Никита Сергеевич Хрущёв?» «Со времен собирания Русской земли и вплоть до большевистского переворота Православная Церковь являлась и духовным, и мощнейшим державным оплотом Российского государства. Не понимать этого может только невежда в истории»[213].Именно поэтому меня волновал вопрос о причастности Церкви, как ведущего субъекта Российской истории, к состоянию нашего Отечества. Важно же, наконец, определить, в чём состоит то несовершенство духовной организации нашего общества и личностей, которое не позволило обеспечить духовную безопасность общества и предотвратить вступление России на путь перманентного кризисного развития. Нельзя же с одним и тем же грехом исторического несовершенства переходить в новое тысячелетие и без конца допускать повторение одних и тех же мерзостей. С этих позиций я предлагаю вспомнить фрагменты исторического опыта Русской Православной Церкви в деле обеспечения духовной безопасности России. Мог ли без участия РПЦ образоваться тот духовный вакуум, в который проник большевизм? 1. Из исторического опыта РПЦ Ещё «со времен собирания Русской земли» русское духовенство столкнулось с чрезвычайно сложными проблемами организации духа и разума в системе власти, которые непосредственно вели Россию к психопатологии Октябрьского переворота и советского строя.
Достаточно вспомнить разработку теории божественного происхождения самодержавной власти Московского государя. Эта теория (1510 – 1511 гг.) нашла своё выражение в посланиях игумена Иосифа [214] Василию III и в 16-м слове «Просветителя»[215]. Как известно, его учение утвердилось в русском самодержавии только в 1547 году, когда произошло коронование Ивана IV, официально принявшего титул Царя. Иными словами, благодаря просветительской деятельности подвижников Церкви, Россия обрела во главе общественной иерархии Государя с миропониманием, обогащённым религиозным знанием и огромным историческим опытом Церкви. Это было важнейшим завоеванием духовной революции в момент становления российской государственности. Поучения духовных отцов не прошли даром. Они заметно просветили разум главы государства. Достаточно почитать письма Ивана IV. В известном ответе на обращение изменника князя А.М. Курбского, он не только справедливо обвинил своих советников в корыстолюбии и непонимании государственных интересов, но и отчётливо представил концепцию божественного происхождения своей власти в качестве средства противодействия «многомятежным человеческим хотениям». Но тогда же начались трения Государя и с духовенством, и они нашли своё отражение в его же письме 1573 года в Кириллово-Белозёрский монастырь.
Таким образом, духовный и интеллектуальный опыт «ревнителей благочестия», по названным выше объективным причинам,не мог исключить духовный раскол правящих разумов.Поэтому последовавший церковный раскол, в конце концов, довёл Россию до решения Петра Великого упразднить Патриаршество и взять бразды духовного управления «на себя». Это означало передачу духовного управления в руки коллегии бюрократов, а бюрократический разум уже не мог остановить духовное движение России к Октябрьскому перевороту.
После того, как 1 марта 1881 года, боевая организация «Народная воля» убила императора Александра II, миротворцу Александру III, пришло в голову «естественное» желание ответить тем же – повесить Александра Ульянова и четырёх членов его группы. Хорошо образованный и хорошо воспитанный православный Царь Николай II, остававшийся формальным главой Церкви, был не менее миролюбив, чем его отец. Но политический разум бюрократии не был способен подсказать ему ничего умнее трёх судьбоносных для страны и лично для Государя решений:
Эти советы окончательно загнали Царя в смертельный исторический тупик. При этом не следует забывать, что в России была, и, к счастью, всё ещё есть Соборная Православная Церковь. В России был почти поголовно крещённый православный народ. Но в угаре начавшейся мировой войны ни один из имевшихся в России институтов управления не уберёг страну от помрачения духа и разума.
2. Современная проблема духовной безопасности.
Детективную версию происхождения духовной уязвимости России, связывающую трагедию нашего состояния с происками германской разведки, которая завезла в Россию «духовную заразу большевизма» «в запломбированном вагоне», я оставлю без комментариев. Достаточно того, что ранее уже было сказано о психопатологии власти и управления, которая имеет не российскую или германскую, а мировую, общевидовую для Homo sapiens, природу.
Писатель Эрих Мария Ремарк, эмигрировавший из Германии в Соединённые Штаты в 1938 году, справедливо назвал мышление «самой тяжёлой болезнью мира». Поскольку, по его же словам, эта «болезнь» «неизлечима», нам следует позаботиться о правильности нашего мышления.
Со времени изгнания Патриарха Никона из Кремля и до настоящего момента, в управляющих структурах России не произошло никаких принципиальных изменений, способных улучшить социальную организацию управляющего взаимодействия между человеческим духом и человеческим разумом.
Стоит ли удивляться, что и президент Путин, подобно царю-миротворцу Александру Александровичу, в своём историческом призвании ограничен войной с террористами. Как и его предшественники, президент Путин остаётся невольником ограничения политического разума России социально-историческим пороком духовного развития страны. Не имея надёжной опоры при разрешении внутриполитических конфликтов в социальной организации сил духа и разума, Николай II использовал силовые структуры власти и, поэтому, вверг Россию в психоз «первой мировой войны» и Октябрьского переворота. Поскольку большевизм лишь временно мог удерживать мировую войну в параметрах классовой поляризации «мира» между социально-экономическими системами, Ельцину пришлось продолжить традицию Николая II. Военная сила вновь оказалась основой решения внутриполитических проблем России. Путину оставлена неблаговидная миссия довести Российскую Федерацию до полного разрушения в глобальном психозе «антитеррористической» войны.
С этого момента в жизни человечества начинается раздвоение духовных сил общества и раздвоение способов их организации. Методологическое обособление этих дисциплин человеческого духа друг от друга и интеллектуальный конфликт, разгоревшийся между Церковью и представителями научной мысли, превратили раздвоение духовного опыта в фундаментальный психический раскол между духом и разумом. Он одинаково пагубен как для психического и интеллектуального развития людей, так и для развития всех общественных институтов человечества. Конфликт отношений между Церковью и Наукой разворачивался как конфликт отношений матери с дочерью. Он обессилил Церковь и деморализовал Науку. С момента же превращения последней в мировую производительную силу, раскол с мировой религией, её породившей, стал фундаментальным параметром мирового духовно-нравственного кризиса. Именно этот раскол мирового духа играет определяющую роль в том, что этот кризис протекает в форме мировой войны человека с человеком. В. Шевченко:
В монастыре Оптина пустынь, где я был недавно, всем выдают брошюрку «Истоки зла» про тайны коммунизма. Более злобных строк о Марксе и его идеях вообще трудно себе помыслить. Вот только одна фраза из этой брошюрки: “Пока Кремль осеняют звёзды Люцефера, пока на Красной площади, внутри точной копии Пергамского алтаря сатаны, находится мумия наиболее последовательного марксиста, мы знаем, что в принципе с 1917 года ничего не изменилось”. Даже если это так – неужели Церковь должна заниматься подобного рода обличениями? Неужели это и есть подлинное лицо Православной Церкви в её идеологическом измерении? Такое «понимание» «исторической альтернативы» обнаруживает, что за 83 года после Великого Октября 1917 года, официальная наука России так и осталась в состоянии гражданской «классово-пролетарской» борьбы учёных с духовенством за место «секретарей партии по идеологии». Поскольку эта позиция была высказана накануне Ноябрьского неосталинистского государственного переворота 2001 года, она раскрывает мотив установления в России наукократической диктатуры, как альтернативы теократии.
«Второе Крещение Руси», на которое Патриарх Алексий II возложил исторические надежды, не может исключить ни патологию власти, ни патологию науки. Даже если предположить немыслимое, например, поголовное, снизу до верху, обращение всего населения страны и всего аппарата государственного управления в православие, а это уже было до Октября, раскол в функционировании структур управления не может быть ликвидирован. Он не может быть устранён, поскольку определяется не многообразием конфессий, а фундаментальным раздвоением человеческого духа, вызванного ростом научного разума. Иными словами, ни православная, ни любая другая теократия не решит современную проблему духовной безопасности России и духовной безопасности мира, поскольку современная духовная безопасность целиком определяется характером развития научного разума, как планетарного явления. В свою очередь, структурная патология в развитии научного разума излечивается только научно-организационными средствами выхода человечества в ноосферное пространство развития, но для этого необходим конституционный, гласный и открытый процесс рассмотрения научно-исторического решения Центральной проблемы исторической безопасности Российской Федерации. Историческая функция Церкви не может состоять в замене научного знания знанием религиозным, но она может определять духовно-нравственный вектор в развитии научного разума и этим определять духовную безопасность России в современных условиях. Духовная, научная и политическая власть, отказывающаяся открыть дверь научно-историческому решению организационной проблемы соединения разумов, сама остаётся источником раскола общества и в духе, и в разуме. Такое духовное и интеллектуальное состояние правящих разумов само порождает террор, как патологическую реакцию чувств общества на духовное и интеллектуальное бессилие правящих структур, и антитеррор, как ответную патологическую реакцию власти на акты террора.Это состояние правящих разумов не оставляет человечеству иного пути, кроме тотального омута террористических взаимоотношений. В сознании современных законодателей вопрос о земле для Русской Православной Церкви предстаёт в форме комплекса проблем изменения правоотношений между множеством собственников и землепользователей, интересы которых задевает даже сама мысль о праве Церкви на ранее принадлежавшие ей земли. Но исторический смысл этого вопроса лежит совсем в иной плоскости. В историческом отношении этот вопрос предстаёт в виде комплекса первостепенных вопросов, ответами на которые обычно никто себя не утруждает. Именно по этой причине принимаются решения, которые воспроизводят те же самые конфликтные отношения, неоднократно заставлявшие светскую власть или сам восставший народ «отворачиваться от Бога» в актах секуляризации церковных земель. Чтобы преодолеть порочную историческую практику, вопрос о земле для РПЦ должен решаться на основе предварительного научно-исторического решения Центральной проблемы исторической безопасности Российской Федерации (ЦПИБ РФ). Необходимо подумать – какова, в современных условиях, политическая цель и духовная цена традиционного пути решения вопроса о земле для Русской Православной Церкви, если этот путь игнорирует Центральную проблему исторической безопасности ?
Обратимся к историческому прецеденту. 11 февраля 1929 года в Риме, в Латеранском дворце, который вплотную примыкает к базилике св. Лаврентия, кардинал Гаспарри, действовавший по поручению Верховного понтифика Римской Католической Церкви Пия XI, и глава фашистского правительства Бенито Муссолини, представлявший короля Италии, подписали Латеранские соглашения. Эти соглашения образовали государство Ватикан с земельной площадью в 44 га., что и определило масштаб светской власти РКЦ. 13 мая 1929 года, выступая перед депутатами Парламента, Бенито Муссолини заявил: Если Бенито Муссолини решал вопрос о земле для захоронения политической власти Римской Католической Церкви, то в современной России речь идёт о земле для захоронения духовной власти Русской Православной Церкви. Исторический смысл политической задачи, которую решил итальянский фашизм, состоял в возвращении Церкви её природной функции. Благодаря Латеранским соглашениям, Римская Католическая Церковь получила возможность восстановить основательно подорванные духовные позиции и поэтому сохранить живые признаки светской власти Ватикана. Это тот случай, о котором обычно говорят, что не было бы счастья, да несчастье помогло. В России – совершенно иная историческая ситуация. Политика современного экофашизма угрожает не политической, а духовно-исторической функции Церкви.
В своё время, Патриарх Никон не имел возможности найти иного пути решения выпавших на его долю проблем, кроме пути интеллектуально-нравственного раскола, имевшего тяжёлые последствия для духовного, социально-политического и социально-экономического развития России. Никон не мог предотвратить исторический ущерб, поскольку для этого не было объективных предпосылок. Он жил в эпоху, когда духовные силы ещё не развились в экономически влиятельную производительную силу науки. _________________________________________________ [213]ВЛАДИМИР. Там же, с. 348. [214]Игумен Волоцкого монастыря, в миру – Иван Санин. [215]А.А. Зимин. О политической доктрине Иосифа Волоцкого. – ТОДРЛ, т. IХ, с.160 – 174. [216] ВЛАДИМИР, архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский. Там же, с.120 – 190. [217]Название этой организации – Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ). [218]Полный текст выступления В. Шевченко опубликован «Независимой газетой» в материалах «круглого стола», проходившего в Институте философии РАН 27 сентября 2000 г. См. «Россия на грани, или постижение Путина». В. Шевченко. СКОРО ГРЯНЕТ БУРЯ… – «НГ-Сценарии», № 10 (55) от 15.11. 2000, с.12. [219]Е.А. Коровин. Католицизм как фактор современной мировой политики. – М., 1931, с.114 – 116. |
||||||||||