Наше действительное Отечество - это общий исторический путь, и всем хочется, чтобы он открывал, а не закрывал перспективы нашего исторического существования и развития.

Бобров В.А

Оглавление

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ  ОБРАЩЕНИЯ

К Патриарху АЛЕКСИЮ II

К читателям

Посвящение

Благодарности

Вступительная статья

Глава 1

Глава 2

Глава 3

Глава 4

Заключительное обращение

Кратко об авторе

Приложениe

Комментарий историка к решению Кремля
Источник мирового терроризма

Предметный указатель

Другие материалы ОНА НООСФЕРА:

НАУЧНЫЕ И ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НАУЧНО-ИСТОРИЧЕСКОГО СОВЕЩАНИЯ

К НАУЧНО-ИСТОРИЧЕСКОМУ СОВЕЩАНИЮ В МОСКВЕ

О ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ОСНОВЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ РАН

ПАРАДОКС «ПРАВОВОГО БАРЬЕРА» В РОССИИ

75 лет ЯДЕРНОЙ ФИЗИКЕ (статья 1994г.)

О ДЕФИЦИТЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВОЛИ В ПРАКТИЧЕСКОМ РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ТРУДА

текст Гражданского требования

Книга "К ФИЗИКЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ"

К интеллектуальной дефлорации человеческого мозга и человечества (статья 1997г.)

log

Главная страница
E-mail (istorbezopasn@mail.ru)

В.А. Бобров
КОММЕНТАРИЙ ИСТОРИКА
к решению президента Б.Н. Ельцина об отставке

стр.150

     Моя публикация 1998 года «ИСТОРИЧЕСКИЙ ТУПИК. Комментарий историка к событиям в России» (“The Central Asian Post” № 33 /91/, 20 сентября) была приурочена к моменту «обнадеживавшей» общество псевдоконсолидации российской власти фигурой академика Евгения Максимовича Примакова в новой для него роли нового премьер-министра. Обычный, на первый взгляд, правительственный кризис, совпавший с дебатами в Государственной Думе по импичменту Ельцина, я рассматривал в свете еще не изжитой интеллектуально-нравственной патологии власти советского периода российской истории.
Интеллектуально-нравственный кризис советской власти, как и российской власти 1998 года состоял в неспособности ее структур вырабатывать и принимать исторически прогрессивные решения, адекватные конкретной исторической ситуации. Моя публикация, именно так характеризовавшая состояние власти более чем годовой давности, обязывает меня высказаться и по поводу отставки Ельцина, ставшей результатом серьезных усилий власти и общества по преодолению  кризиса.

1.  Ни суд Линча, ни акт публичного шельмования человека не могут быть и не являются моментами подлинной консолидации человеческого общества. Действительными моментами консолидации могут быть только «звездные часы» интеллектуально-нравственного возвышения отдельной человеческой личности и самого общества.
Уход Ельцина – это бесспорный успех российской власти и всего российского общества. Но красота поступка Ельцина лишь на мгновение озарила Кремль моральной победой. Этот поступок смог превратить уход первого Президента России в акт нравственного возвышения личности. Но беда в том, что этот акт морального возвышения личности сопряжен с ее уходом от власти, а не наоборот. Поэтому поступок Ельцина не обладает действительной консолидирующей силой ни для самой власти, ни для общества.  Такая моральная победа Кремля, вместе с праздничной мишурой Нового года, может быть легко забыта и сметена с исторической сцены.

Следовательно: Кремль нуждается в фундаментальной моральной победе и в ее  закреплении.

2.  Социальная природа человеческого существования такова, что составляющей любого нашего поступка является конкретное состояние наших общественных отношений, и эти отношения определяются не только нашей индивидуальностью, но и культурой отношения общества к человеческой личности. Поэтому для всех вполне очевидно, что успехом своего поступка Ельцин, в первую очередь, обязан личности своего преемника. Однако, организационная помощь со стороны Путина, обеспечившая Борису Ельцину личное моральное возвышение, является лишь виртуальным моральным активом самого Владимира Путина.

стр.151

Следовательно:  Действительная моральная победа Кремля требует непосредственного морального возвышения личности, вступающей в должность Президента.

3.  Борис Николаевич Ельцин признал, что в своей политической карьере он столкнулся с задачей, понять и решить которую у него уже нет ни интеллектуальных, ни физических сил. Весь груз интеллектуальной и моральной ответственности перед Россией и ее историей Ельцин перевалил со своих плеч на плечи молодого преемника. Поэтому перед всей культурой россиян, перед интеллектуальными силами общества стоит нравственная проблема отношения не только к самой власти, но и к человеческой личности, на которую она возлагается.
Будет ли интеллектуальная элита российского общества способна помочь молодому политику в нравственном возвышении так же, как он помог нравственному возвышению личности первого Президента?  Не ограничится ли российское общество формированием культа властвующей личности, чтобы иметь очередную «фигуру» для списания наших общих грехов в творении своей отечественной истории?

Следовательно:  Проблема преодоления интеллектуально-нравственного кризиса власти – это не только проблема Кремля, это проблема культуры российского общества.  Историческая глубина, география распространения и влияния нашей культуры на человеческое сообщество обязывают нас достойно решить интеллектуально-нравственную проблему власти. Пора навсегда прекратить превращение власти в общественный нужник, в котором общество концентрирует свои пороки, чтобы сливать их в выгребную яму истории вместе с каждой новой человеческой личностью.   

г. Бишкек, 1 января 2000 г.

По согласованию с автором часть материала приложения не публикуется, так как ее актуализация требует авторской работы.

Вернуться к оглавлению

Hosted by uCoz